Размышления о статистике на примере аккаунта в Директе Газпромбанк Автолизинг

Заказчик
Аккаунт Газпромбанк Автолизинг в Директе – стабильный по результативности и с большим объемом данных.
Задача
Разобрать актуальные вопросы статистики performance-рекламы.

 

Введение

Работая с Performance каналами рекламы, часто можно встретить такие вопросы:

  • Новая кампания работает уже 3 дня, где конверсии?
  • Почему на позапрошлой неделе было 150 конверсий, а на прошлой только 100? (и наоборот)

Эти и прочие подобные вопросы исходят из желания рекламодателя получить мгновенный результат. «А стульчики когда будут? Утром – деньги, днем – стулья». На практике, статистические колебания на небольших объемах данных столь велики, что шансы получения диаметрально противоположных результатов отнюдь не крошечные. Как и шанс не получать результат вообще какое-то длительное время.

А почему так происходит и зависимость не линейная? 

Типичный рекламодатель сталкивается с тем, что выкупает конкретной рекламной кампанией очень небольшой процент аудитории и не способен получать по такой маленькой выборке стабильно положительный результат. 

Можно упростить все до мысленного эксперимента с полем для морского боя, где есть аудитория (100 секторов) и в среднем 1% этой аудитории (использовалось случайно сгенерированное число от 1 до 100, где 1 – это искомая нами аудитория с горячим спросом) готов сегодня совершить конверсионное действие. Для упрощения выкупаемая в нашей фантазии доля расположена в одном месте и обозначена жирной линией границы. Результат генерации ниже и в целом отражает классическую поговорку:

То пусто

То густо

Естественно, что доля именно случайных флуктуаций меньше, чем влияние огромного множества факторов, но пока у нас нет демона Лапласа (или какой чудо-нейросети из будущего ChatGTP-2099), мы не можем создавать точный алгоритм и даже достаточно точно описать исходное состояние системы, а, скорее всего, даже не знаем всех факторов, на неё влияющих.

При этом есть простые и эффективные предсказательные модели, которые могут помочь с оценкой текущих результатов, с предсказанием будущих и даже иметь неожиданные интерпретации.

Практика

Давайте вернемся к исходным типовым вопросам клиентов из введения. Попробуем на примере клиента с относительно большим количеством статистики сделать какие-то эмпирические заключения. Возьмем для этого аккаунт Газпромбанк Автолизинг в Директе – стабильный по результативности и с большим объемом данных, где сотни рекламных кампаний на длительном отрезке дают нам возможность пусть не говорить о статистической закономерности, но о получении репрезентативного результата.

Для начала давайте посмотрим, как отрабатывают новые запуски на результат. Для этого возьмем 50 запусков и на временной шкале установим количество кампаний, которые принесли первую конверсию в определенный отрезок времени:

 

Думаю, вы согласитесь, что пока статистика выглядит неубедительно. Несмотря на то, что первые три дня явно преобладают, нам нужно большее количество замеров для уверенности. Возьмем 150 кампаний:

Так намного лучше. Уже можно говорить о том, что отсутствие результата в первые две недели – тревожный звонок. Ясно, что какие-то направления будет желание продолжать рекламировать из стратегических соображений, но можно остаться с оплатой за конверсию в ожидании лучших внешних или внутренних условий и не тянуть ресурсы. При этом, если речь об оплате за клики, то в данном случае мы уверенно можем говорить, что 12-ти дней достаточно, чтобы появился результат.

Визуализируем для наглядности?

График «ершистый», т. к. даже 150 кампаний – это немного. Но ведь нам и не нужна вероятность конкретно в 3-й или 7-й день, поэтому мы можем использовать интервалы или накопительный итог. Накопительный итог выглядит предпочтительнее, т. к. перед собой мы ставим обычно срок ожидания в днях (до десяти дней), а не в конкретном периоде (получить на второй неделе).

Давайте посмотрим, что получилось:

  • провал в начале графика «до 0» обусловлен модерацией/активацией рекламных кампаний в первый день работы, кампания просто не успевает выкупить трафик на доступный бюджет;
  • 2/3 кампаний «выстреливают» в первую неделю работы;
  • почти 90% кампаний приносят конверсии в первые две недели работы, вероятно, этого времени достаточно, чтобы сгладить все возможные негативные факторы, набрать достаточный объем кликов и дать время для стабилизации работы стратегии;
  • после 12 дней выходим на плато (в том числе и потому, что ресурсы в подобные кампании минимизируются).

Казалось бы, что все логично, но чем меньше объем запусков и бюджет, тем болезненнее каждая неудача и вероятнее большое количество идущих подряд пустых запусков. Очевидно, что нужно соотносить объем выделенных средств/получаемого трафика со скоростью получения результата, однако время тоже необходимо как для обучения стратегий, так и для сглаживания возможного влияния внешних факторов (спрос зачастую цикличен даже внутри месяца).

А что тем временем с конверсиями? 

Мы запустили рекламную кампанию, получили первые результаты и накапливаем их, и здесь возникают вопросы с объемом. Эти вопросы тем тяжелее, чем уже тематика. Но, взяв за основу совокупный результат, мы можем посмотреть, насколько визуально разные результаты являются предсказуемыми. Если мы посчитаем сигму (стандартное отклонение) – величину, характеризующую меру разброса случайной величины, – то окажется, что все наши значения находятся в пределах двух сигм, что соответствует ~95% значений в нормальном распределении. 

Геометрический смысл брать 1/2/3 сигмы можно понять на графике ниже, где представлено нормальное распределение случайных величин: на оси абсцисс отложены от нуля 1/2/3 сигмы, на оси ординат – частота, а закрашенная площадь соответствует вероятности встретить измеряемые значения в этой области. 

Источник изображения: wikipedia.org

Графики ниже составлены за год на всем объеме лидов в Яндекс.Директе. Большинство значений попадет в границы одной сигмы, в 2 сигмы попадут все значения.

График по проценту конверсии корректнее характеризует общую картину колебаний, т. к. количество прямо связано с бюджетом.

При переходе к конкретному направлению, например, все РК по спецтехнике или к марке, ситуация будет катастрофически усложняться, но все-таки и она поддаётся осмыслению. С этим нам поможет распределение, для которого мы возьмем данные по дням за год. При округлении до 4 знаков после запятой мы получили 110 уникальных значений. Конечно, это снова «расческа», а не поддающийся чтению график.

Округлим до 1 знака после запятой и получим «нормального» вида распределение с легкой асимметрией: 

Такой ряд даёт возможность посчитать вероятность:

В итоге на графике хорошо видно, что вероятность получения крайних значений не так уж и мала, а крайних низких заметно выше, чем крайне высоких.

Эксперимент

Закончить рассказ хочется практической демонстрацией. Подопытным кроликом стал АА-тест, который будет накапливать результат и постепенно получит… статистически значимые различия с исходной кампанией (или нет?). Для этого была выбрана стабильно приносящая конверсии кампания по одной из марок спецтехники. Аудитория была разделена стандартным функционалом экспериментов.

Обычный специалист, как правило, предоставлен самому себе в оценке результатов своих трудов. В момент, когда требуется решать задачи подобные нашему сравнению двух кампаний, маркетологу обычной кампании не помогают data-аналитики, некому внести ясность по методу, которым тестировать данные (подобрать подходящий критерий – метод проверки гипотез), некому валидировать метод на большом количестве реальных или смоделированных данных и, наконец, строго, одинаково и беспристрастно интерпретировать результаты. Специалист чаще всего остается один на один с бесчисленными статьями о проведении тестов, в которых предлагается пользоваться бесконечными калькуляторами объема выборки, а рассматриваются, как правило, два основных метода – это t-критерий Стьюдента и U-критерий Манна — Уитни.

Давайте начнем с самого популярного критерия – T test. Здесь сразу возникает проблема – полученные результаты не проходят проверку на нормальность распределения, мы не можем использовать T-test. Это и есть первый этап анализа, который игнорируется кампаниями, где маркетолог и швец, и жнец, и на дуде игрец. Я поступлю также, чтобы не портить историю. 

Примечание: здесь и далее я не буду углубляться в расчеты, т. к. материалов разной степени глубины достаточно. При этом какие-то промежуточные или итоговые таблицы, содержащие счетные значения, будут содержаться в тексте. Вдобавок, существуют онлайн-калькуляторы, которыми я тоже пользовался при подготовке материала для проверки.

В таблице результатов исходная кампания будет обозначена как 1, тестовая – как 2.

На следующий же день после создания копии, в первый день работы после модерации, дубликат прилично обставил в эффективности оригинал, вероятно, благодаря пробам разной аудитории алгоритмами Директа. Впоследствии результаты нормализовались, и крайне высоких значений не появлялось до самых последних дней двадцатидневного теста.  

Итак, наша нулевая гипотеза состоит в том, что кампании идентичны (средние значения конверсии будут равны). Альтернатива гипотезе – что у кампаний есть обусловленные какими-то факторами различия, влияющие на значение конверсии.

Уровень значимости (


Перейти на сайт

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Авто, мото, спецтехника
Проекты компании Proactivity Group