Всем привет! Если читаете меня впервые, то давайте для начала познакомимся. Меня зовут Юлия Алексеева. Я основатель и генеральный директор студии веб-разработки «X5 studio». Сейчас я пишу серию статей, которые посвящены кейсам по решению технических проблем сайтов и интернет-магазинов, позволяющих вместе с тем закрыть маркетинговые цели. Предыдущие статьи можно почитать по ссылкам, которые оставлю в конце. Сегодня же я расскажу, как технический аудит сайта зоотоваров позволил сэкономить на его переделке и маркетинге. Перед нами стояли задачи оптимизировать сайт и сделать его рдизеайн: закрыв первую задачу, нам удалось не только ускорить исполнение второй, но и снизить денежные затраты.
Чаще всего клиенты приходят к нам с запросом: «Сайт медленно работает, страницы долго грузятся — сделайте с этим что-нибудь». Технический аудит сайта позволяет найти причины этого и понять, где конкретно нужно оптимизировать. Оптимизация же делает последующие доработки дешевле в несколько раз, ведь можно будет использовать готовые скрипты и библиотеки, не тратя бюджет на их написание с нуля. Последовательное проведение технического аудита сайта описано в следующих абзацах. Итак, поехали.
Технический аудит сайта зоотоваров начался с проверки сервера и хостинга.
Мы посмотрели, сколько «весит» интернет-магазин и количество оперативной памяти хостинга, которое задействуется при появлении на сайте посетителей.
Далее мы уделили пристальное внимание запросам от сайта к серверу. Мы сделали сортировку и поняли: от части запросов необходимо избавиться, остальные же нужно оптимизировать. Интернет-магазин зоотоваров был сделан на Битриксе, а у него есть стандартные методы для определения, насколько сайт подходит серверу: например, проверка системы и монитор качества. Тестирование сервера показало, что он выдерживает наш магазин сейчас, а значит, «не дрогнет» и после оптимизации, когда сайт будет весить меньше и не будет посылать лишних запросов. Также пришло понимание, где у сайта «узкие места» и над чем необходимо поработать.
После проверки сервера и хостинга начался самый трудоёмкий процесс — проверка кода. Чем меньше кода и он логичнее, тем меньше запросов на сервер. А чем меньше загружен сервер, тем быстрее его ответ — страницы сайта грузятся быстрее.
Мы начали проверку с главной страницы сайта и стали постепенно двигаться к остальным. Сначала проверили компоненты — это то, из чего состоят страницы и посредством чего выводится информация на сайт. Сюда относятся хедер, футер, меню, баннеры, слайдеры и т. д. Нашей задачей было понять, соответствует ли код стандартам Битрикса.
Зачем это нужно? Если компоненты сделаны не по стандарту, то доработки на этой странице будут стоить дороже. Программистам придётся учитывать, что в данном случае неизвестно, как поведёт себя конкретная доработка: вероятно возникновение конфликтов с другим кодом или некорректное отображение на других страницах. На исправление багов может уйти много времени.
У Битрикса же есть огромное количество функционала в «коробочном продукте», который можно использовать на своём сайте. Если код написан не по стандартам Битрикса, то часть предложенных решений не получится использовать, а их переписывание «под себя» будет требовать дополнительных затрат. Также Битрикс регулярно выпускает обновления и добавляет новый функционал. Например, недавно был выпущен модуль, который интегрируется с онлайн-кассой, так как они стали обязательными согласно 54-ФЗ. Когда версия сайта кастомная, она не обновляется самостоятельно. Если же все компоненты написаны по стандартам Битрикса, то это позволяет не только экономить, но и с лёгкостью добавлять маркетинговые инструменты на свой сайт.
После проверки компонентов мы взялись за модули — это дополнительный функционал, позволяющий повысить юзабилити и увеличить конверсию. Они представляют собой готовые решения, которые «прикручиваются» к сайту. Обратная сторона модулей — они могут тормозить сайт. Бывает и такое, что модуль установлен, но при этом совсем не работает. Если сайт на Битриксе, также важно, чтобы модули, как и компоненты, были написаны по стандарту этой CMS.
В результате проверки компонентов и модулей сайта зоотоваров мы выяснили, что код написан не по стандарту Битрикса, и для оптимизации магазина необходимо это исправить.
С помощью теста PageSpeed можно проверить скорость работы сайта и провести аналитику. PageSpeed Insights выявляет слабые места и подсказывает, какие ошибки нужно исправить. Кроме того, скорость загрузки сайта является важным фактором ранжирования поисковой системы Google.
Замер PageSpeed сайта зоотоваров показал, что сайт работает медленно, а значит, наш заказчик теряет клиентов.
Все найденные проблемы мы занесли в таблицу и присвоили статус «Критично», «Важно» и «Планово». Далее оценили сложность доработок и количество необходимых на них часов — так была сформирована смета.
После согласования сметы мы заключили договор с заказчиком и начали работу. На оптимизацию сайта зоотоваров ушло около 120 часов.
Все проделанные работы мы отразили в специальном файле для заказчика. Доработки не только сделали сайт быстрее — они ускорили и упростили выполнение следующей задачей — редизайн сайта. Появилась возможность добавлять готовый функционал Битрикса, экономя на разработке и самостоятельном внедрении различных маркетинговых инструментов.
Хочу закончить статью главной итоговой мыслью: технический аудит — это первый и важный шаг в работе над сайтом, который позволяет прийти к конечной цели быстро и без лишних затрат.
Если у вас есть вопросы, то задавайте их в комментариях! Обсудим!
Обещанные ссылки на мои предыдущие статьи:
А ваша корзина продает? - https://vc.ru/marketing/136935-a-vasha-korzina-prodaet-keys-kak-internet-magazinu-povysit-konversiyu-na-etape-oformleniya-zakaza