Готовим сайт к открытию, июль 2021:
1.1. Собираем семантическое ядро, проектируем каталог сразу под поисковой спрос.
1.2. Работаем над базовым SEO: прописываем шаблоны мета-тегов и описаний, автоматизируем заполнение.
1.3. Начинаем работы для привлечения регионального трафика.
2. Запускаем сайт и наращиваем трафик, сентябрь 2021:
2.1. Углубляем структуру каталога, дорабатываем раздел с аксессуарами.
2.2. Продолжаем работать над региональным продвижением.
2.3. Собираем отзывы.
2.4. Пробуем новые инструменты — Яндекс Товары.
Основная и самая частая проблема магазинов в начале SEO-продвижения — это несоответствие архитектуры каталога товаров поисковым запросам аудитории. Абсолютно для каждого проекта мы ее расширяем, добавляем дополнительные варианты классификации, углубляем иерархию, добавляем фильтры и характеристики. Это обязательный этап, который занимает время, поэтому заказчику приходится ждать первых результатов SEO примерно 2-3 месяца.
Каталог — это «ядро», фундамент любого интернет-магазина, он должен одновременно соответствовать запросам живых людей - пользователей сайта и поисковых роботов для качественной индексации. Бывает, что эти запросы противоречивы, и нам нужно найти баланс между ними.
Мы присоединились к проекту на первой версии сайта, на тот момент товары в каталоге делились только по маркам автомобилей вот так:
Для магазина этого деления казалось достаточно, ведь модельный ряд изделий плюс-минус универсальный. Одно и то же головное устройство подходит для нескольких марок, моделей и модификаций автомобилей. Судя по всему, этим и руководствовалось большинство конкурентов, на сайтах которых деление/подбор по марке и модели авто присутствовало как дополнительная опция, а не приоритетная группировка.
А вот для посетителя сайта универсальность модельного ряда совсем не очевидна. Запросы пользователей по большей части выглядели так: «марка + модель авто/модификация + модель магнитолы», на которые нам нужно ответить. Поэтому мы углубили структуру, добавили деление по моделям авто и сделали эту классификацию приоритетной. И да, в каждой из этих групп могли быть одни и те же товары. К моменту запуска сайта доработали структуру до такого вида:
С «точки зрения» поискового робота ширина и глубина структуры охватывает максимальное количество кластеров, важные страницы индексируются, а дублирующие не индексируются, поисковой робот понимает описания и корректно сопоставляет их с запросами пользователей.
Распределение ключей по посадочным страницам, структура каталога проектируем на основании требований поисковых систем. И да, для SEO-специалистов и собственников бизнеса эта структура может быть неожиданна и нелогична, но это обязательное условие для результативного SEO продвижения.
На первый взгляд все выглядит просто и логично — собираем запросы, добавляем товарам характеристики, добавляем новые ветки в структуру, фильтры и получаем посадочные страницы. На практике же вариаций и комбинаций пользовательских запросов тысячи. И тут, обрабатывая каждый новый кластер, мы можем задуматься — настолько ли он большой, чтобы жертвовать юзабилити каталога, чтобы добавлять новые группировки? А что делать с низкочастотниками?
Классических проблем с технической частью сайта удалось избежать, так как сайт был новый, мы просто сделали все правильно изначально.
Сократили количество технических дублей основных страниц. Например, скрываем страницы с get-параметрами от индексации. При этом вся статистика перетекает на каноническую страницу. Поисковой робот может заходить на них и переходить дальше на другие товары. Таким образом мы улучшаем индексацию остальных страниц и сокращаем количество ненужных, мусорных страниц в поисковой выдаче.
По коммерческим запросам типа «купить магнитолу для Toyota» выдача геозависимая. То есть список результатов поиска будет разный в каждом городе. Приоритет получают магазины в городе покупателя. Получить этот приоритет для интернет-магазина, у которого нет точек продаж, филиалов в разных городах сложнее. Создать для Яндекса «видимость» наличия таких точек можно при помощи поддоменов.
Например, основной сайт: https://teyes.com.ru/
Поддомен для Уфы: https://ufa.teyes.com.ru/
Ядро сайта — каталог, информация о товарах остается один и тот-же, а контактная информация, стоимость и сроки доставки подставляются для каждого поддомена свои.
Создавать поддомены для регионального продвижения в Яндекс решили еще до открытия сайта, так как это длительный процесс и терять время мы не хотели. Да, это была гипотеза, но проверить ее можно только на практике.
После открытия сайта продолжили расширение структуры каталога, добавили серии, год выпуска, кузов, расширили раздел с аксессуарами. Эти кластеры также были в семантическом ядре, но доработки под них мы решили сделать уже после запуска. Вот так стал выглядеть каталог после них:
Изначально мы привели все базовые настройки в соответствие требованиям поисковой оптимизации. Дальнейшие доработки могли привести к появлению новых ошибок, поэтому регулярно проводим аудиты и исправляем их.
В ноябре 2021, через 3 месяца после старта, поддомены начали приносить уже более 15% трафика с Яндекса. Это хороший показатель, поэтому мы продолжили добавлять новые:
Сейчас на сайте 100 регионов и регионального трафика уже больше 30% поискового трафика приходит по геозависимым запросам с регионов:Сейчас на сайте 100 регионов и регионального трафика уже больше 30% поискового трафика приходит по геозависимым запросам с регионов:
Сейчас на сайте 100 регионов и регионального трафика уже больше 30% поискового трафика приходит по геозависимым запросам с регионов:
В продвижении сложных товаров хороший результат может дать продвижение по отзывам, они помогают пользователям принять решение о покупке и приводят дополнительный, отзывной трафик на сайт.
Доверия к пользовательским отзывам у покупателя больше, чем к описанию от магазина, поэтому нам нужно собрать отзывы с покупателей. Совместно с заказчиком разработали бонусную систему, предложение скидки 5% на следующую покупку за отзыв. Запустили триггерную рассылку по покупателям с предложением получить бонус. В письме перечислили товары и оставили ссылку на страницу, где можно написать отзыв.
Видим, что и эта стратегия приносит свои плоды, количество отзывного трафика растет:
Сервис Яндекс Товары был запущен в тестовом режиме в начале 2022 года. Мы сразу начали его тестировать, подключали магазины из разных тематик и получали хорошие результаты почти у каждого из них.
Дополнительный аргумент: на странице Яндекса пользователь видит не только результаты поисковой выдачи, но и блок контекста и поиска по товарам. Перейти по ссылке и оформить заказ он может в любом блоке. Поэтому мы стремимся присутствовать в каждом из них, чтобы увеличить вероятность покупки.
Первые ощутимые результаты стали получать в первый месяц после открытия сайта. Считаем как трафик, так и коммерческую эффективность — количество заказов и доход.
Трафик, покупки, доход: